Художественный паркет веками считался исключительной принадлежностью дворцовых интерьеров. Но благодаря достижениям современной технологии и наличию развитых деревообрабатывающих производств стал доступен для жилых помещений.
Оглавление:
- Особенности и виды художественного паркета
- Укладка штучного паркета
- Укладка паркета на фанеру
- Художественный пол из щитового паркета
Особенности и виды художественного паркета
Наиболее характерными чертами художественного паркета являются:
- Использование в рисунке разных пород дерева, в том числе дуба, клена, ореха, черного и красного дерева, карельской березы и т.д.
- Формирование сложных мозаичных и орнаментальных рисунков из нескольких типов базовых деталей.
- Изготовление элементов художественного паркета с высочайшей точностью (до ±0,05 мм).
- Использование для монтажа паркета многослойной подосновы, которая предусматривает крепление элементов паркета к промежуточному слою водостойкой фанеры.
- Многослойное (7—9 слоев) лаковое покрытие со шлифовкой и полировкой между слоями, которое обеспечивает блеск и кажущуюся глубину поверхности пола.
При изготовлении художественного паркета широко используется механическая высокоточная резка. Она обеспечивает вырезание элементов любой формы, в том числе и фрагменты сложных растительных орнаментов.
В последнее время конкурентом механической обработке является лазерная резка. Возможности ее огромны, но есть и недостатки. Дело в том, что при обработке дерева лазером на кромках неизбежно образуется обуглившаяся кромка. Со временем она разрушается и в красивом рисунке пола могут образовываться щели, которые придется зашпаклевывать. По композиции рисунки покрытия представляют собой геометрические орнаменты или живописные криволинейные узоры, чаще всего растительного характера.
Основные приемы устройства полов из художественного паркета:
1. Интарсия
Это живописная композиция. В основную породу древесины лицевого слоя (общий фон) вставляются отдельные фрагменты древесины других пород, чаще всего цветных.
2. Маркетри
Это геометрическая композиция. Рисунок лицевого покрытия набирается из отдельных планок, различных по цвету и текстуре. Планки плотно подгоняются одна к другой и приклеиваются на основание щита.
3. Сочетание интарсии и маркетри
4. Графье
Гравировка по дереву. Таким приемом можно создавать различные узоры по основному фону путем срезания тонких желобков. В желобки вставляются волокна черного дерева.
Характер рисунка лицевого покрытия всегда связан с оформлением стен и потолка помещения. В относительно строгих помещениях правильной прямоугольной формы, без излишеств в украшениях, устраивается паркет с геометрическим орнаментом. В круглых и криволинейных помещениях, с лепными украшениями и богатой отделкой потолков, укладывается паркет с рисунком живописной композиции. При этом рисунок лицевого покрытия сочетается с оформлением потолка.
Укладка штучного паркета
Традиционный художественный пол изготавливается из штучного паркета различных пород древесины. Широкое применение при этом находят различные вставки и бордюры. Рисунок можно составить из уложенных определенным образом целых и распиленных пополам планок (рисунок ниже).
Планки могут иметь вид клиньев, треугольников. Рисунок в этом случае будет сложнее, комбинации замысловатее.
Далее, сами планки могут быть носителями определенного рисунка. В этом виде они очень напоминают бордюры, но с тем отличием, что бордюры не имеют пазов для крепления. Укладка художественного паркета, включающего в себя большое количество планок самой различной геометрии предполагает привлечение квалифицированных специалистов, которые имеют и соответствующий инструмент для укладки таких полов. Имеется ряд фирм, которые помимо изготовления самого художественного паркета предоставляют услуги в части производства работ по укладке художественных полов самой различной степени сложности. В таких фирмах Вам помогут подобрать общее художественное решение Вашего будущего пола, подберут наиболее подходящие материалы.
Возвращаясь к вопросу укладки художественного паркета надо сказать, что существуют два способа ее осуществления:
Первый способ. В заводских условиях детали художественного рисунка наклеиваются под давлением на щит. В таком виде щиты поступают в продажу. Покупателю остается только подогнать эти щиты друг к другу на месте и покрыть лаком. Недостаток этого способа в том, что практически очень сложно добиться точности при подгонке щитов. Это может подтвердить каждый, кто имеет опыт укладки щитового паркета.
Второй способ. Все составляющие художественного паркета (планки, фигурные вырезки, вставки и т.д.) укладываются непосредственно на месте на заранее подготовленное основание. Конечно, это более кропотливый путь, но он позволяет получать гарантированное качество покрытия.
Конечно, для такой укладки надо использовать исключительно качественные составляющие. Рекомендуемая толщина паркетных планок — 15 мм. При такой толщине полезный слой (до паза или гребня) составит 7 мм, что не намного тоньше, чем у планки толщиной 22 мм.
В то же время планки толщиной более 15 мм существенно теряют в эластичности, что сказывается на качестве подгонки друг к другу и креплении к основанию. Удобство применения планок 15 мм толщины еще и в том, что это самая распространенная толщина у большинства фирм-изготовителей. Поэтому всегда есть возможность, при нехватке, подобрать планки такой толщины, т.к. их в продаже всегда больше.
Паркетные планки с обратной стороны должны иметь перпендикулярные прорези по всей длине почти до половины толщины. Большинство фирм выпускают планки с уже готовыми прорезями. Если таких прорезей нет, то планки могут топорщиться при укладке и деформироваться из-за увлажнения по торцам. Это, в свою очередь, повлечет необходимость более частой циклевки полов. Паркетные планки должны также иметь хорошую геометрию. Это значит, что при состыковке на ровной поверхности нескольких планок не должно образовываться никаких зазоров и перепадов. Кромки не должны иметь сколов, быть гладкими и ровными. Исключается наличие трещин как с лицевой, так и с обратной сторон планок.
Касаясь вопроса качества древесины, из которой изготавливается паркет, то, как уже упоминалось, на первом месте стоит дуб. Остальные породы дерева значительно уступают дубу по ряду характеристик. Бук и ясень, например, имеют повышенную гигроскопичность и увеличенный коэффициент объемного расширения при увлажнении. Хвойные породы древесины имеют хорошие характеристики, но отличаются своей мягкостью. Что касается появившихся на рынке экзотических пород деревьев, материал которых идет на изготовление паркетного покрытия, то многие из них имеют повышенную смолистость и их пригодность в наших климатических условиях еще не до конца изучена.
Укладка паркета на фанеру
Бетонная стяжка в современных условиях является самым распространенным основанием для укладки паркетного пола. Но это основание проигрывает по сравнению с конструкцией из влагостойкой фанеры.
Дело в том, что бетон и дерево являются слишком разными материалами и соответственно по-разному реагируют на колебания температуры и влажности в помещении. По этой причине в паркетных планках могут возникнуть трещины, которые постепенно выйдут на поверхность. Наличие же слоя фанеры сыграет роль амортизатора между бетонной стяжкой и древесиной паркетной планки. Фанера как бы компенсирует разницу в напряжениях бетона и дерева и не передает эти напряжения на паркет. Если трещины в планках все же возникнут, они будут значительно меньше (как по количеству, так и по глубине проникновения) и до поверхности покрытия не дойдут.
Как подобрать толщину фанерного слоя под конкретный вид паркетных планок? Правило здесь простое — толщина фанеры должна быть равна толщине паркетных планок или чуть тоньше их.
Остановимся подробнее на конструкции с применением влагостойкой фанеры в качестве основания.
На должным образом подготовленную бетонную стяжку с влажностью не более 12% наносится огрунтовка праймером. Праймер свяжет пыль и повысит качество агдезии (приклеивания) мастики к бетону.
Затем наносится слой мастика «биски», выполняющий роль гидроизоляционной прослойки. Вместо мастики можно использовать пленку (полиэтиленовую, полипропиленовую) с фольгой, которая укладывается на стяжку с обязательным перекрытием слоев не менее чем на 8—10 см. На мастику «биски» (или пленку) укладываются квадраты влагостойкой фанеры (обычно 40×40 см). Эти квадраты готовятся заранее путем разрезания стандартного листа фанеры на четыре части. Это делается для того, чтобы исключить чрезмерные напряжения в самом слое фанеры и обеспечить лучшее прилегание фанеры к стяжке. Зазор между квадратами фанеры должен быть в пределах 3—5 мм.
Каждый квадрат пристреливается к плите перекрытия (через стяжку) по периметру и в центре (5—8 металлических дюбелей). На готовое фанерное основание можно начинать укладку художественного паркета.
К фанерным щитам планки будут крепиться гвоздями или при помощи клея. Что касается клея, то в данном случае вряд ли подойдут отечественные КС, КСУ и др. Надо будет применять зарубежные клеи типа «Тарбикол» или «Франклин».
После укладки паркетного покрытия его надо прошлифовать ленточной шлифовальной машиной в несколько проходов. Через каждые три прохода зернистость абразива будет уменьшаться с 60 до 120 единиц. Все три прохода осуществляются по различным направлениям: два раза во взаимно перпендикулярных направлениях под углом 45° к волокну дерева и один раз — по линии падения света: от окна к двери.
По окончании процесса шлифовки швы между паркетными планками шпатлюются специальными составами типа «BONA», «SPAKELLI» и др. Выбор шпатлевки зависит от того, какой вид покрытия будет выбран, лак, масло, другие составы. Втирание шпатлевки в швы надо производить шпателем из нержавеющей стали на всю глубину шва (зазора, трещины).
Излишки шпатлевочной массы должны сразу же удаляться с поверхности пола. Когда нанесенная шпатлевка затвердеет, надо сделать еще один проход.
Помните, что все остатки шпатлевки, не удаленные с поверхности пола перед покрытием лаком дадут впоследствии белесые пятна и испортят общее впечатление от проделанной работы.
Итак, окончательная шлифовка закончена, поверхность пола пропылесосена. Можно приступать к окончательной отделке художественного паркетного покрытия. Если принято решение покрыть пол лаком, то надо определиться, какой лак лучше — матовый или высокоглянцевый, водно-дисперсионный или синтетический. Первые два полностью зависят от вкуса заказчика, выбор же водно-дисперсионного лака предпочтителен там, где надо исключить присутствие всяких вредных компонентов и обеспечить высокую пожаробезопасность.
Синтетические лаки проигрывают водно-дисперсионным по части примесей и пожаробезопасности, но превосходят по прочности, износостойкости и эластичности покрытия. Кроме того, эти лаки, так же как и двухкомпонентные (реактивные) лаковые составы позволяют увеличивать цветовую насыщенность покрытия пола, достигать изменения общего цветового тона древесины.
Перед нанесением лакового покрытия рекомендуется нанести дополнительный грунтовочный слой. Это может быть как самостоятельный состав, так и включаемый компонент в применяемый лак, который разбавляется для этого растворителем на 20—40%. В ряде случаев грунтовочный слой может помочь сохранить более светлый оттенок дерева. Сам выбор грунтовочного состава зависит от того, какой тип лака будет применяться. Валик, которым будет наноситься грунтовка, не рекомендуется использовать для нанесения лакового покрытия.
Для того, чтобы получить высококачественную поверхность, желательно производить шлифовку каждого промежуточного слоя лака с последующей уборкой при помощи влажной тряпки.
Кроме лакового покрытия можно применить мастики на основе пчелиного воска. Поверхность пола при этом приобретает структуру шелка и сохраняет природное очарование дерева.
Отдельную группу составляют масляные покрытия (пропитки) пола. Основу таких покрытий составляют масла растительного происхождения (к примеру — льняное масло). В состав покрытий могут входить пчелиный воск, канифоль, другие компоненты. Масляные покрытия обладают способностью проникать в древесину на определенную глубину, повышая износостойкость покрытия и снижая гигроскопичность древесины.
Видео об укладке художественного паркета:
Художественный паркет имеет своего заменителя — это более дешевый и более простой в монтаже щитовой художественный паркет. Укладка его схожа с таковой у щитового паркета, но имеет свои особенности.
Художественный пол из щитового паркета
Конструктивно щиты художественного паркета состоят из основания и лицевого покрытия. Чаще всего основание щитов выполняется из сосны. Конструкция основания бывает двух типов:
- Однослойное основание
Такое основание состоит из обвязки, которая выполнена из брусков толщиной 55—65 мм и шириной 110 мм, и из заполнения. Заполнение — это строганные сосновые доски толщиной 35 мм. Соединяются доски при помощи гребня. Бруски обвязки соединяются между собой в углах открытым шипом, который проклеен водостойким клеем. Для прочности щита посередине обвязки встроена крестовина из брусков того же сечения. Конструкция такого щита обеспечивает сопротивляемость деформации при изменении температурно-влажностного режима.
- Двухслойное основание
Такое основание состоит из двух слоев, которые склеены между собой во взаимно перпендикулярном направлении. Эти слои имеют прорези: от верхнего слоя в верхней плоскости и от нижнего слоя в нижней плоскости. Общая толщина основания 37—43 мм. Лицевое покрытие щитов художественного паркета набирается из планок ценных пород древесины по заданному рисунку. Планки лицевого покрытия имеют толщину 6—10 мм. Планки плотно укладываются по заданному рисунку и приклеиваются к основанию при помощи водостойкого клея. Лицевое покрытие у каждого щита не доходит до его кромок на 8—15 мм. Эти не покрытые планками четверти предназначены для крепления щитов к основанию пола при помощи шурупов.
После укладки и крепления щитов зазоры заполняются вставными элементами (например раскладками или бордюрами). Вставки могут иметь различную конфигурацию.
Вставки изготавливаются с допусками, чтобы можно было точно подогнать элемент по месту перед вклейкой.
Часто художественные щиты имеют еще и пристенные доборы (как на рисунке однослойного щита: б). Доборы представляют собой фризовое окаймление пола. Длина фризовых щитов равна длине основного щита, а ширина — половине его ширины.
Лаги для укладки паркетных щитов
Основания для паркетных щитов могут быть самыми различными. Укладку можно производить на стяжку, лучше — на ДВП, еще лучше — на влагостойкую фанеру, о которой мы перед этим подробно рассказывали.
Останавливаться на этих основаниях нет необходимости. Но есть еще один вид основания — на лагах. Точнее это будет обрешетка из лаг (рисунок ниже).
Основу ее составляют бруски толщиной от 20 до 40 мм и шириной от 30 до 50 мм. Расстояние между лагами будет зависеть от размеров щита. Напомним, что размеры щитов колеблются от 800x800x54 мм до 1000x1000x54 мм. Обрешетку надо устраивать так, чтобы каждый щит опирался одновременно на три лаги.
Между лагами врезают ригеля. Устанавливаются ригеля из брусьев того же сечения, что и лаги. Для придания большей жесткости обрешетке ригеля врубают в лаги на зуб 3. Если обрешетка из лаг лежит на бетонном основании или на звукоизоляционных прокладках и не связана с ними креплением, то ригеля вместо с врубками крепятся к лагам гвоздями. Когда лаги крепятся к основанию (цементно-песчаным раствором) или к балкам, ригеля остаются на врубках без дополнительных креплений.
Места пересечений скрепляются гвоздями или шурупами. При устройстве обрешетки необходимо следить за правильностью углов между лагами и ригелями. Эти углы должны быть прямыми. После проверки горизонтальности обрешетки приступают к ее креплению к основанию обмазкой цементно-песчаного раствора М100. Если предусмотрено проектом, то предварительно нужно забить гвозди в боковые плоскости лаг с обоих сторон. После того, как обрешетка устроена, необходимо вторично очистить основание от мусора.
Укладка щитового паркета
Когда влажность обмазки будет ниже 8% можно предварительно раскладывать щиты. Для укладки паркетных щитов необходимо протянуть два взаимно перпендикулярных шнура, которые должны совпадать с осями лаг. Шнуры должны проходить у центральных осей помещения. Первый щит укладывается в центре помещения так, чтобы его кромки совпадали со шнурами.
На рисунке ниже оказано крепление щита к обрешетке. Щиты крепятся шурупами. До установки щита на место в обвязке основания просверливаются отверстия по углам щитов и посередине. После установки щита на место в отверстия ввинчиваются шурупы. Если в центре щита оставлено место для вставки, то крепят и в центр щита. Если щиты имеют размер 1000 мм и более, то просверливаются по два или три отверстия на каждой стороне щита, не считая угловых отверстий.
Шурупы завинчиваются так, чтобы их головки не возвышались над поверхностью обвязки щита и не мешали дальнейшей клейке вставок. Последующие щиты укладываются от центра к стенам. Укладывать щиты можно в любой последовательности. Крайние щиты подгоняются с таким расчетом, чтобы оставался зазор между стеной и полом 10—15 мм.
После того, как все щиты уложены, начинают вклеивать вставки. Вставки подгоняются вручную, обеспечивая плотное примыкание к щитам. Крепятся вставки на клей. Когда клей затвердеет, вставки необходимо острогать до уровня щита, т.к. они будут возвышаться более чем на 2 мм.
Если художественный паркет в проекте предусмотрен с фризом, то обрешетка из лаг до стен не доводится. Под фриз выполняется отдельное основание. Как правило, фриз выполняется на той же отметке чистого пола. Но возможно устройство фриза выше или ниже уровня пола. Если основание под фриз из цементно-песчаной стяжки, то ее влажность перед настилкой фриза не должна превышать 6%. Если основанием служит дощатый настил, то он должен быть ниже отметки верхнего покрытия пола на толщину паркетной планки и прослойки. Если предусмотрено выполнение фриза из мрамора, то перед настилкой цементно-песчаное основание выдерживается до полного затвердевания раствора. Фриз укладывается на мастику.
В обустройстве художественных полов все более широкое применение находят бордюры. Именно они являются теми универсальными элементами, с помощью которых можно составить узор любой сложности и выделить какой-либо участок пола. Технологические особенности бордюров позволяют совместить их с любым паркетом, толщина которого совместима с ними. Все возрастающая потребность в бордюрах продиктована совершенствованием технологии укладки всех видов паркета — от простого штучного до высокохудожественного покрытия. Бордюры придают любому паркетному полу более совершенный дизайн и завершенность форм. Само художественное решение бордюров очень разнообразно, как разнообразны и их геометрические формы. Стандартная толщина бордюров — 15—16—22 мм.
Видео об укладке паркета на лаги: