Декоративные штукатурные растворы, или декоративные фактурные покрытия, не требуют дальнейшей обработки или отделки поверхности. Их можно наносить на стены и перегородки из любого материала — будь то кирпич, бетон, гипсокартон, дерево или обычная штукатурка. Но штукатурка очень быстро затвердевает, поэтому достаточно сложно проводить отделочные работы с ее помощью на большой поверхности.
Кроме того, применение декоративной штукатурки для отделки стены требует обязательной тщательной подготовки поверхности (обработки грунтовкой, шпаклевкой, затирочными материалами).
Оглавление:
- Создание декоративной штукатурки из обычной
- Технология нанесения и фактуры терразитовой штукатурки
- Технология нанесения и фактуры каменной штукатурки
- Нанесение венецианской штукатурки
Обычно декоративная штукатурка выпускается в виде сухой или готовой к употреблению густой смеси. В основу таких материалов входит полимерное связующее, наполнитель (мраморная или гранитная крошка, песок, известь), от которого и зависит фактура будущего покрытия, а также жидкая основа — вода.
В состав декоративной штукатурки часто входят и другие добавки, обеспечивающие дополнительные свойства (различную структуру поверхности, защитные противоударные свойства).
Существуют и специальные, отдельно продающиеся добавки для придания декоративной штукатурке того или иного цвета.
Если покрытие изготовлено в виде сухой смеси, его необходимо разбавить водой в нужной пропорции. Штукатурка наносится достаточно быстро: сначала кистью, а затем лопаткой либо другим инструментом, или специальным инструментом сразу (каким именно, должно быть указано в инструкции по применению декоративной штукатурки). Таким инструментом могут быть валик, кисть, мастерок, кельма.
Штукатурка, наносимая натягиванием, всегда наносится с помощью кельмы, по направлению снизу вверх. Такая штукатурка характеризуется более плотной структурой зерен. Внешне она сильно отличается от обычных штукатурок.
Применение декоративной штукатурки предоставляет много возможностей. Скажем, с помощью различных формовочных инструментов можно дополнительно создавать различные виды фактуры.
Расход штукатурки измеряется в количестве килограммов на квадратный метр поверхности и обычно составляет от 1,5 до 3 кг.
Декоративная синтетическая штукатурка также применяется для отделки как внутренних стен, так и фасадов. В зависимости от зернения и направления затирки такой штукатурки можно создать индивидуальную структуру стен внутренних помещений. Такая штукатурка обычно используется как финишное покрытие, но может дополнительно покрываться краской.
Затирочная минеральная штукатурка характеризуется высоким содержанием натуральных зерен, не содержит искусственной смолы. Отличается высокой способностью пропускать пары воды. Используется для наружных и внутренних работ.
Прежде чем покрывать стены декоративной штукатуркой, нанесите по маякам подготовительный слой обычной штукатурки, состоящий из обрызга и грунта. Поверхность подготовительного слоя нацарапывают, придавая ему шероховатость для лучшего сцепления с декоративным слоем. По хорошо выдержанному подготовительному слою наносят накрывку из декоративного раствора. Причем она может состоять из двух, трех или более слоев.
Сначала на подготовительный слой наносят обрызг из декоративного раствора, затем слой или слои грунта и, если требуется, накрывку из того же раствора.
Создание декоративной штукатурки из обычной
Декоративная штукатурка «Волна»
Разнообразную фактуру под будущую окраску можно «изобразить» и на обычной штукатурке. Например, на известково-песчаной штукатурке прекрасно смотрятся «волны».
Чтобы воспроизвести их на поверхности, на свежую или ранее затертую штукатурку, надсеченную и смоченную водой, накладывают прямыми или кривыми полосами второй слой раствора и заглаживают его лопаткой. Таким образом получают волнистую поверхность.
Штукатурка «Траверин»
Чтобы создать на стене травертин (известковый туф), на подготовленную поверхность штукатурки бросками наносят тонкий слой цветного раствора. После этого заглаживают его лопаткой или стальным полутерком. В результате получаются рельефные островки на гладком затертом фоне — так называемые декоративные «камни».
О процессе нанесения данного вида шуткатурки смотрите в видео:
Штукатурка под камень
Для создания фактуры «под валуны» на грунт наносят пластичный цветной раствор, быстро разравнивают его полутерком и затем проторцовывают поверхность жесткой волосяной или щетинной кистью. При торцовке кисть следует держать строго перпендикулярно поверхности. Жесткая кисть нужна потому, что только она дает четкие, резко очерченные «валуны».
Штукатурка «Дюна»
Под дюны цветной раствор также сначала разравнивают полутерком, а затем приставляют с небольшим нажимом терку и сразу ее отрывают. К терке прилипает раствор и вместе с ней оттягивается от поверхности, отчего на поверхности образуются шероховатости. Внешне эти шероховатости очень похожи на песчаные дюны. Если вы хотите, чтобы дюны были волнистыми, терку можно отрывать не прямо, а слегка сдвигая ее в сторону. Для получения фактуры мелких дюн раствору сначала дают немного схватиться. После этого его слегка затирают, приставляют к поверхности терку и отрывают ее.
Смотрите, как нанести Дюну на стену, в коротком видеоролике:
Штукатурка «Борозды»
Фактуру «под борозды» получают с помощью малки с полукруглыми зубьями, которую изготавливают из стальной полоски или дерева. Она имеет до 30 мм ширины с пазухами между зубьями 10—15 мм. Зубья малки затачивают в одну сторону. На подготовленный грунт наносят малоподвижный раствор, быстро разравнивают его полутерком, затем берут в левую руку правило и прикладывают его к еще не схватившемуся раствору. Теперь нужно правой рукой приставлять к правилу малку и вести ее заточенной стороной зубьев вперед под углом 45° к поверхности. Таким образом получаются ровные борозды. Их величина и форма, естественно, зависят от формы зубьев малки.
Штукатурка «под шубу»
Фактуру «под шубу» выполняют несколькими способами: набрызгом, набрасыванием раствора через сетку, стряхиванием раствора с веника или со щетки.
Набрызг через сетку и с веника выполняют любым раствором (даже с крупным заполнителем). Для набрызга со щетки пригоден только раствор с мелким заполнителем. Чтобы у вас получился плотный набрызг без пропуска, повторяйте его несколько раз, пока на поверхности не останется непокрытых раствором мест. Можно также использовать специальное приспособление для набрызга (внешне оно напоминает вентилятор).
Набрызг на сетку выполняют так. Натяните на деревянную рамку размером 100 х 100 или 100 х 50 см сетку с ячейками от 2,5 до 10 мм (конкретный размер зависит от крупности фактуры). С обратной стороны рамы по диагонали натяните проволоку. Она необходима для того, чтобы в процессе работы сетка не выпучивалась и не вибрировала. К проволоке прикрепите сетку, привяжите ее. Для того, чтобы рама отстояла от стены всегда на одинаковом расстоянии, прибейте к ней планки толщиной 10— 25 см.
Раму приставляют к поверхности грунта и лопаткой с сокола набрасывают сквозь сетку раствор. Проходя через сетку, раствор остается на поверхности в виде бугорков. Чтобы фактура получилась у вас одинаковой, постарайтесь наносить раствор с одинаковой силой.
При набрызге с березового веника держите его правой рукой, а в левую возьмите круглую палку диаметром 4— 5 см, длиной 50—60 см. Набирайте раствор на веник и ударяйте им о палку, стряхивая на поверхность стены. Крупность получаемой фактуры будет зависеть от толщины прутьев веника, густоты раствора и силы стряхивания. Во время работы раствор время от времени перемешивайте, чтобы он не расслаивался.
Чтобы получить более мелкую фактуру, выполняйте набрызг со щетки. Лучше воспользоваться жесткой волосяной или (оптимальный вариант) щетинной щеткой. Щетку держат левой рукой и, окунув в раствор на половину высоты волоса, подносят к поверхности щетиной вверх. Затем проводят по щетине палочкой или дощечкой (ее держат в правой руке), и раствор со щетки отлетает на оштукатуриваемую поверхность. На стене останется густая фактура, похожая на ворс шубы.
Чтобы получить фактуру, похожую на снежные хлопья, набрызг выполняют хлопьями сметанообразного пластичного раствора. Особенно эффектной получится стена, если хлопья белого раствора наносить на цветную штукатурку. В этом случае сначала наносят, разравнивают и затирают цветной раствор, а затем уже по нему выполняют набрызг. Нужно это сделать не дожидась, пока штукатурка высохнет.
Чтобы создать фактуру с помощью губки, на грунт наносят раствор сметанообразной консистенции, быстро разравнивают его и тут же наносят по нему торцовые удары губкой. После этого на поверхности штукатурки остается рельеф, вид которого зависит от формы пор губки. Чтобы раствор не прилипал к губке, ее нужно смачивать в мыльной воде и слегка отжимать.
Для получения рельефных рисунков на незатвердевшей оштукатуренной поверхности можно применять специальные штампы или любые выпуклые предметы: ракушки, плотные листья, ветки и тому подобное. Кусочки камня, кирпича, разноцветных осколков стекла, раковин можно просто вдавить в еще мягкую штукатурку. Она застынет и скрепит мозаику.
Штукатурка «сграффито»
Еще один способ декоративной отделки стен с использованием штукатурки называется «сграффито» (выцарапанный). Этот прием заключается в соскабливании тонких слоев специально нанесенной цветной штукатурки. Если таких цветных слоев несколько, полученный в результате рисунок будет объемным и многоцветным, напоминающим фреску.
Технология нанесения и фактуры терразитовой штукатурки
Теперь перейдём к рассмотрению техник декарирования стен при помощи терразитовой штукатурки. Этот вид штукатурки состоит из большого количества извести-пушонки, смешанной с белым цеметном, белым песком, мраморной крошкой, стеклом, слюдой и другими материалами. Особенность терразитовой штукатурке придают добавки слюды и антрацитовой мелочи (до 10% объема цемента).
Штукатурка-штриховка
Фактуру «под штриховку» (прямыми или сдвинутыми штрихами) с неровностями от 2 до 5 мм получают из мелкозернистых смесей по свеженанесенному раствору. Раствор (в интервале от 1 до 6 часов после нанесения) нужно обработать насечкой гвоздевыми гребенками или зубчатой циклей. Нанесенную цементную смесь можно обрабатывать троянкой или скарпелью. По затвердевшему раствору работы начинают не ранее чем через 6 дней после его нанесения.
Штукатурка «Скала»
Фактура «под скалу» напоминает колотый камень, а делают ее из затвердевшего раствора с крупным заполнителем наковкой зубилом или шпунтом. Шпунт забивают в раствор, выбивая тем самым куски и оставляя углубления, которые образуют равномерно зернистую поверхность. Если обработку ведут зубилом или скарпелью, срубая куски раствора, поверхность будет иметь вид рваного или колотого естественного камня.
Технология нанесения и фактуры каменной штукатурки
Поверхность каменной штукатурки до начала обработки делят на отдельные «камни». Для этого с помощью намеленного шнура пробивают линии рядов «камней» или рустов «швов», а также ремешки и другие прямолинейные детали. После этого приступают к отделке штукатурки под ту или другую фактуру.
Фактуру «под шубу» выполняют разными инструментами. Если выполнять насечку бучардами с крупными зубьями, в результате получится крупнозернистая фактура, с мелкими зубьями — мелкозернистая, а при наковке шпунтом выйдет особо крупнозернистая фактура. Имейте в виду: при крупных и длинных шипах зубьев бучарды фактура получается глубже и крупнее.
Под штриховку бороздками работу выполняют бучардой, только вместо зубьев у нее должны быть лезвия. Глубина бороздок будет определяться величиной зубьев. Первую наковку ведут по отбитой шнуром линии, а последующие — параллельно ей. Чтобы получить фактуру с разделением всей поверхности на полосы, нужно воспользоваться троянкой или зубчаткой.
Фактуру «под дюны» на каменной штукатурке выполняют зубилом. Предварительно поверхность стены нужно прочистить стальными щетками или оттереть брусками. А затем с хорошо уплотненной и затертой поверхностй штукатурки нужно срубить тонкий слой так, что образовались небольшие углубления.
Под рваный камень или грубосколотый песчаник фактуру делают шпунтами, зубилами, скарпелями. Сначала на поверхность наносят раствор слоем 4—6 см, уплотняют его и делят поверхность на «камни». Когда раствор схватится, прорубают или выполняют русты, а затем обрабатывают поверхность нужным образом для получения фактуры. В нанесенную затвердевшую штукатурку вбивают зубило или шпунт и в разных местах отламывают куски раствора, чтобы образовались крупные неровности. Если желают получить фактуру под тесаный песчаник, зубилом скалывают небольшие куски штукатурки.
Крупнозернистую и мелкозернистую фактуры получают в два приема. Сначала наносят цементный раствор — мелкими или крупными бросками, — затем приготовляют раствор для каменной штукатурки и наносят его слоем толщиной до 10 мм по схватившемуся слою грунта. Верхняя фактура может быть мелкозернистой или крупнозернистой в зависимости от наполнителя.
Нанесение венецианской штукатурки
Для достижения наилучшего результата покрываемая венецианской штукатуркой поверхность должна быть максимально гладкой, однотонной (белой) и неабсорбирующей. Нельзя наносить штукатурку на дерево и металл — со временем покрытие пойдет трещинами.
Инструменты для венецианской штукатурки
Для подготовки и покрытия стен венецианской штукатуркой понадобятся следующие инструменты:
- две кисти — макловица и флейц,
- рулетка,
- длинная линейка,
- уровень,
- карандаш,
- шприц-дозатор,
- мерные стаканы,
- емкости для размешивания материалов,
- мешалка,
- стремянка,
- ведро с водой,
- шлифовальная шкурка (№ 120 и 220),
- шлифовальная терка,
- две гладилки из нержавеющей стали шириной 250 и 200 мм,
- широкий и узкий шпатели из кованой полированной нержавеющей стали.
Рабочие кромки инструментов желательно закруглить и отполировать мелкозернистой шлифовальной шкуркой, полностью удалив царапины, заусенцы и прочие дефекты.
Этапы нанесения венецианской штукатурки
Прежде чем наносить венецианскую штукатурку, убедитесь, что основание тщательно подготовлено. При недостаточно качественной подготовке основания на поверхности могут появиться трещины, которые не подлежат ремонту.
Глубина и прозрачность покрытия достигается специальной техникой нанесения.
Мастер наносит на стену несколько тончайших слоев покрытия, состоящих из хаотически расположенных пятен материала. Сочетание множества таких пятен и их слоев создает иллюзию глубины рисунка природного материала. Количество слоев варьируется от 2 до 10, но общая толщина едва ли превышает 1 мм. Каждый слой должен быть заглажен (запрессован) вручную шпателем, теркой, полутерком до получения совершенно ровной, гладкой и глянцевой поверхности. Даже у опытного специалиста на работу с 1 м² одного слоя уходит почти час времени.
Первый слой обычно выполняют из материала, который содержит мраморную крошку тонкого помола. Его наносят на поверхность стальной гладилкой или шпателем так же, как шпаклевку. Через 4—6 часов на этот слой можно наносить покрывающие, лессировочные слои, которые и создадут фактуру рисунка покрытия.
Если нужно получить матовое покрытие, то второй и последующие слои выполняют из того же материала, что и первый. Глянцевую поверхность получают с помощью тонкодисперсного материала, смешанного с выбранным красителем.
Приступая к работе, наложите шпателем небольшое количество материала на рабочую поверхность длинной гладилки. Теперь начните работу с любого верхнего угла. Действуйте так же, как при нанесении финишной шпаклевки, нанося смесь равномерным слоем. Участки у пола покрывайте движением снизу-вверх. Гладилку прижимайте к стене плотно, держа ее под углом 10—15° к поверхности. Следите за тем, чтобы не было пропусков.
Когда первый слой высохнет, приступают к нанесению следующего.
Сначала перемешайте покрывающий материал: добавьте в него краситель (если вы купили «полуфабрикат») и еще раз все тщательно перемешайте.
Далее вдоль кромки короткой гладилки наложите узким шпателем небольшое количество материала и размажьте его произвольными мазками с помощью дугообразных коротких движений. Каждое движение должно быть примерно равно длине гладилки. Если на стене в конце движения образуется наплыв, разгоните его прямолинейным движением под углом к линии наплыва. Чередуйте движения намазывания и разгона и произвольно меняйте их длину и направление. У пола покрытие наносите дугообразными движениями, начиная снизу. Закончите, когда покрытым вторым слоем окажется участок площадью около 0,7 х 0,7 м.
Теперь разровняйте покрытие на этом участке длинными движениями гладилки в произвольных направлениях. Через каждые 2—3 движения очищайте гладилку и вытирайте ее влажной тряпкой. Силу нажима и наклон плоскости гладилки увеличьте до 20—25°. В результате должен получиться равномерный тонкий слой.
Через 10 минут начинайте заглаживать покрытие кромкой широкого (200 мм) шпателя. Движения шпателем сверху-вниз должны быть слегка перекрещивающимися. По мере появления глянца (это происходит от нагрева и полимеризации материала) нажим на шпатель ослабляйте. Если этого не сделать, можно повредить образующуюся корочку.
Чтобы окончательно заглянцевать поверхность, нужно разгладить ее чистой гладилкой. При этом на нее сильно нажимают двумя руками и держат под углом 5— 12° к плоскости стены. При глянцевании участка у пола движения гладилки направляйте снизу-вверх и слегка перекрещивайте их.
Закончив, приступайте к нанесению второго слоя на следующий участок, повторяя последовательно все этапы операции.
Нажим на гладилку в начале и конце движения ослабляют (как при соскабливании). Это позволяет изменять толщину слоя материала. При разглаживании и глянцевании движения гладилки должны пересекать границы смежных участков. Чтобы получить нужную фактуру, меняют размеры гладилки, длину мазков, промежутки между ними, а также силу нажима на инструмент.
Работая в углах, проемах, выступах и других сложных местах, движения намазывания направляйте от линии границы внутрь участка. Если нужно, используйте вместо гладилки шпатель.
Пока второй слой не высох, приступайте к нанесению следующего слоя произвольно расположенными пятнами. При этом повторяют весь цикл отделки по участкам. Нанесите столько слоев (молено разных цветов), сколько потребуется для достижения желаемого результата.
Если вы случайно повредите поверхность, нанесите узким шпателем на это место и вокруг него материал первого слоя. Когда он высохнет, повторите всю операцию по нанесению следующего слоя.
Пользоваться помещением после окончания всех работ можно уже через сутки, но лучше не торопиться. Полностью стены просохнут через неделю.
После высыхания всех слоев можно покрыть стены натуральным пчелиным воском. Он усилит блеск покрытия и даст ощущение оптической иллюзии. Вощение придает покрытию и дополнительную влагостойкость. На некоторые выпускающиеся сегодня штукатурки воск наносить не нужно: все необходимые компоненты в материале уже содержатся.